Ко Дню Военно-Морского флота
В северной части острова Беринга расположены такие знакомые всем жителям мысы: Китовый, Забияка. Мы их видим из окон своих квартир, выходящих на Никольский рейд. Названия очень привычные для нас, но с ними связана целая история. Ведь на карте мыс Китовый обозначен как мыс Гаупта. Кто такой был Гаупт? И как судьба занесла его на Командоры? И почему следующий к северо-западу мыс носит имя « Забияка»? Ответы следует искать в последнем десятилетии 19 века.
С 1871 года хозяином на Командорских островах стала американская компания
«Гутчинсон, Кооль и К0», взявшая в аренду на 20 лет здешние пушные промыслы. В 1891 году её деятельность была прекращена. Добыча пушнины на Командорских островах перешла в руки российских компаний( Русское Товарищество котиковых промыслов). И в эти же 90-тые годы 19 века разворачивается невиданный доселе браконьерский бой морских котиков японскими котиколовными шхунами, в меньшей мере промысловыми судами Канады и США в море, на путях миграций зверей. Для защиты своих экономических интересов на Дальнем Востоке Россия направляет в Тихий океан императорский военно-морской флот. В 1892 году в Авачинскую губу заходит крейсер «Забияка» — парусно-винтовой корабль, который начинает нести патрульную службу в водах Берингова моря. Это был крейсер II ранга. Командиром на нём с 7 февраля 1894 по 7 мая 1895г. служил капитан II- ранга Николай Александрович Гаупт, потомственный опытный морской офицер с тридцатилетним стажем, в дальнейшем продолживший службу на знаменитом крейсере «Рюрик». Своим героизмом экипаж « Рюрика» вошёл в историю русско-японской войны наравне с «Варягом». Место его гибели обозначено на всех морских картах. Потому-то при прохождении через координаты его затопления, корабли гудят, и на них приспускают флаг в память о погибшем крейсере.
Николай Александрович Гаупт родился в Кронштадте 3 декабря 1846 года в немецкой семье поручика Корпуса флотских штурманов Александра Гаупта. Второго сентября 1856 года он поступает в штурманское училище в Кронштадте. Учёба в училище длилась 10 лет. После окончания училища 24 апреля 1865 года Николай Гаупт был выпущен кондуктором Корпуса флотских штурманов в чине унтер-офицера. Его первая морская практика состоялась в учебном плавании в Атлантическом океане на фрегатах «Дмитрий Донской» и «Светлана». В 1867году он — офицер 1-го штурманского полуэкипажа. А 16 августа того же года Николай Гаупт в звании мичмана был зачислен на Балтийский флот. С 1882 года по 1883 год являлся старшим офицером на пароходе-фрегате «Владимир» в составе минного отряда Балтийского флота. Спустя два года был произведён в чин капитана второго ранга. В 1892 году он стал первым командиром только что спущенной на воду мореходной канонерской лодки «Отважный».
Построенный на верфи Крампа в Филадельфии по специальному техническому заданию крейсер «Забияка» должен был выполнять в военное время функции эскадренного разведчика и посыльного корабля, а в мирное – нести стационарную службу. Будущий крейсер «Забияка» планировался, как быстроходное судно, с максимально экономичными котлами, с небольшой осадкой и хорошим вооружением, с экипажем в 150 человек, размещённых в комфортных условиях. Спущенный на воду в октябре 1878 г., клипер стал нести службу с 25 мая 1879 года. В 1880 г. военное судно ушло из Кронштадта в Тихий океан, где находилось три года. Затем были: Балтика, Чёрное и Средиземное моря, откуда в марте 1892 года корабль, ставший крейсером II ранга, возвращается снова на Дальний Восток, и теперь уже навсегда. В Беринговом море в паре с крейсером « Крейсер» «Забияка» выполнял гидрографические промеры, съёмку обследование островов Петропавловской и Угольной бухт Авачинской губы. С мая по октябрь ежегодно корабль отправлялся на Командорские острова для охраны котикового промысла от японских браконьеров. Встреча капитана Н.А. Гаупта и корабля «Забияка» состоялась 7 февраля 1894 года. А уже в мае 1894 «Забияка» в очередной раз под командованием нового капитана выполнял задание у Командорских островов. Офицеры крейсера проводили съемку северо-западной части острова Беринга, обследовали шлюпочным промером Никольский рейд и часть пространства к северу и западу от острова Топоркова, составляли глазомерный план котикового лежбища на северном берегу, известное нам как «Северное».
Тогда-то экипаж корабля и предложил назвать мысы в северо-западной части острова Беринга в честь корабля и его командира, что и было сделано в том же, 1894 году. Так и остались их имена: корабля и его капитана рядом на соседних мысах на карте острова Беринга. Но не только: оказывается и в Охотском море сохраняется память о корабле в названии залива — залив Забияка, обозначенный на картах с 1897 года.
К началу русско-японской войны крейсер «Забияка» базировался в Порт-Артуре, где и был затоплен после попадания трёх японских снарядов 12 октября 1904года. Перед сдачей японцам Порт-Артура 19 декабря 1904 года моряки дополнительно подорвали корпус затопленного « Забияки», чтобы тот не достался врагу. И действительно, японцы не стали поднимать старый корабль. Героическая жизнь славного крейсера Российского флота завершилась. В 1905 – его списали из состава Сибирской флотилии.
К началу русско-японской войны Николай Александрович Гаупт был уже контр-адмиралом и начальником Владивостокского порта. В его подчинении находились: отряд миноносцев (10 кораблей) и отряд транспортов из 5 кораблей: «Алеут» , «Тунгуз» , «Якут», «Камчадал» и бывший ледокол «Надёжный». В ноябре 1906 года его произвели в вице-адмиралы с последующим увольнением со службы по болезни. Он скончался в 1909 году на 63 –году жизни в Гатчине и похоронен в Старом Петергофе. За более чем сорокалетнее служение Отечеству был награждён Орденами Св. Владимира 4-й и 3-й степени, орденом Св. Станислава 1-й ст. и Св. Анны 1-й ст. с мечами.
В книге Н.А. Пахомова «Крейсер II ранга « Забияка», переизданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге опубликован рапорт Николая Гаупта: « 20 сентября (1894 г.), при тихой погоде, ушёл из Петропавловска в седьмое крейсерство. К вечеру задул свежий SW, с пасмурностью и крупным волнение, сопровождавший крейсер до самых островов. 22 числа утром, SW стих. Решив воспользоваться временным затишьем – редким в это время года, повернул от Северного лежбища в Никольское, куда имел почту из Петропавловска. Прибывший на крейсер окружной начальник г. Гребницкий, подтвердив ещё раз, что шхун у островов нет, сообщил, что в Никольском свирепствует крупозная пневмония, имеющая эпидемический характер, жертвами коей уже были 5 алеутов. Опасаясь за здоровье команды, сообщения с берегом не разрешил, командировав на берег по просьбе г. Гребницкого только судового врача, который донёс мне, что медикаментов для борьбы с эпидемией в селении совершенно достаточно. Засвежевший N вскоре заставил уйти из Никольского. Направившись к Монати, ночь держался под косыми парусами, а на другой день в последний раз зашёл в Никольское на несколько часов, чтобы взять почту».







При подготовке статьи использованы следующие источники:
- Пахомов Н.А. «Крейсер II ранга «Забияка», издание второе, 2008 год, Санкт-Петербург
- http://kraeved-gatchina.de/ocherki/vydayushchiesya-zhiteli/nikolay-gaupt/
- http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=881664
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
Методист АКМ Н.С. Фомина.