Капитан II ранга Николай Александрович Гаупт и крейсер «Забияка»

Поделитесь, пожалуйста, этой записью
  • 1
  • 20
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Ко Дню Военно-Морского флота

 

В северной части острова Беринга расположены такие знакомые всем жителям мысы: Китовый, Забияка.  Мы их видим из окон своих квартир, выходящих на Никольский рейд.  Названия  очень привычные  для нас, но   с ними связана целая история.  Ведь на карте мыс Китовый обозначен как мыс Гаупта. Кто такой был Гаупт? И как судьба занесла его на Командоры? И почему следующий к северо-западу  мыс носит имя « Забияка»? Ответы следует искать в последнем десятилетии  19 века.

С 1871 года хозяином на Командорских островах стала американская компания

«Гутчинсон, Кооль и К0», взявшая в аренду на 20 лет здешние пушные промыслы. В 1891 году её деятельность была прекращена. Добыча пушнины на Командорских островах перешла в руки российских компаний( Русское Товарищество котиковых промыслов). И в эти же 90-тые годы  19 века разворачивается  невиданный доселе  браконьерский бой морских котиков японскими котиколовными шхунами, в меньшей мере промысловыми судами Канады и США в море, на путях миграций зверей. Для защиты своих экономических интересов на Дальнем Востоке Россия направляет в Тихий океан императорский военно-морской флот. В 1892 году в Авачинскую губу заходит крейсер «Забияка» — парусно-винтовой корабль, который начинает нести патрульную службу в водах Берингова моря. Это был крейсер II ранга. Командиром на нём с 7 февраля 1894 по 7 мая 1895г. служил капитан II- ранга Николай  Александрович Гаупт, потомственный опытный морской офицер с тридцатилетним стажем, в дальнейшем продолживший службу на знаменитом крейсере «Рюрик».  Своим героизмом экипаж  « Рюрика» вошёл  в историю русско-японской войны  наравне с «Варягом». Место его гибели обозначено на всех морских картах. Потому-то при прохождении через координаты   его затопления,  корабли  гудят, и  на них приспускают  флаг  в память о погибшем крейсере.

Николай Александрович Гаупт родился в Кронштадте 3 декабря 1846 года в немецкой семье поручика Корпуса флотских штурманов Александра Гаупта. Второго  сентября 1856 года он поступает в штурманское училище в Кронштадте. Учёба в училище длилась 10 лет. После окончания  училища 24 апреля 1865 года Николай Гаупт был выпущен кондуктором Корпуса флотских штурманов в чине унтер-офицера. Его первая морская практика  состоялась в учебном плавании в Атлантическом океане на фрегатах «Дмитрий Донской» и «Светлана».  В 1867году  он — офицер 1-го штурманского полуэкипажа. А 16 августа  того же года Николай Гаупт в звании мичмана был  зачислен на Балтийский флот. С 1882 года по 1883 год являлся старшим офицером на пароходе-фрегате «Владимир» в составе минного отряда Балтийского флота. Спустя два года был произведён в чин капитана второго ранга. В 1892 году он стал первым командиром  только что спущенной на воду  мореходной  канонерской лодки «Отважный».

Построенный на верфи Крампа в Филадельфии по специальному техническому заданию крейсер «Забияка» должен был выполнять в военное время функции эскадренного разведчика и посыльного корабля, а в мирное – нести стационарную службу. Будущий  крейсер «Забияка» планировался, как  быстроходное судно, с максимально экономичными котлами, с небольшой осадкой и хорошим вооружением, с экипажем в 150 человек, размещённых в комфортных условиях. Спущенный на воду в октябре 1878 г., клипер стал нести службу с 25 мая 1879 года. В 1880 г. военное судно ушло из Кронштадта в Тихий океан, где находилось три года. Затем были: Балтика, Чёрное и  Средиземное моря, откуда в марте 1892 года корабль, ставший крейсером II ранга, возвращается снова на Дальний Восток, и теперь уже навсегда. В Беринговом море в паре с крейсером « Крейсер»  «Забияка» выполнял гидрографические  промеры, съёмку  обследование островов Петропавловской и Угольной бухт Авачинской губы. С мая по октябрь ежегодно корабль отправлялся на Командорские острова для охраны котикового промысла от японских браконьеров.  Встреча капитана Н.А. Гаупта  и корабля «Забияка» состоялась 7 февраля 1894 года. А уже в мае 1894 «Забияка» в очередной раз под командованием  нового капитана  выполнял задание у Командорских островов. Офицеры крейсера проводили съемку северо-западной части острова Беринга, обследовали шлюпочным промером Никольский рейд и часть пространства к северу и западу от острова Топоркова, составляли глазомерный план котикового лежбища  на северном берегу, известное нам как «Северное».

Тогда-то экипаж корабля  и предложил назвать мысы в северо-западной части острова Беринга в честь корабля и его командира, что и было сделано в  том же, 1894 году. Так и остались их имена: корабля и его капитана рядом на соседних мысах на карте острова Беринга. Но  не только: оказывается  и в Охотском море сохраняется память о корабле в названии залива  —  залив Забияка,  обозначенный на картах с 1897 года.

К началу русско-японской войны  крейсер «Забияка» базировался в Порт-Артуре, где и был затоплен после попадания трёх японских снарядов 12 октября 1904года. Перед сдачей японцам  Порт-Артура 19 декабря 1904 года  моряки дополнительно подорвали корпус затопленного « Забияки», чтобы тот не достался врагу.  И действительно, японцы  не стали поднимать старый корабль. Героическая жизнь славного крейсера Российского флота завершилась. В 1905 – его  списали из состава Сибирской флотилии.

К началу  русско-японской войны Николай Александрович Гаупт был уже контр-адмиралом и начальником Владивостокского порта. В его подчинении находились: отряд миноносцев (10 кораблей)  и отряд  транспортов  из 5 кораблей: «Алеут» , «Тунгуз» , «Якут», «Камчадал» и бывший ледокол «Надёжный». В ноябре 1906 года его произвели в вице-адмиралы с последующим увольнением со службы по болезни.  Он скончался в 1909 году на 63 –году жизни  в Гатчине и похоронен в Старом Петергофе. За более чем сорокалетнее служение Отечеству был награждён Орденами Св. Владимира 4-й  и 3-й степени, орденом Св. Станислава 1-й ст. и Св. Анны 1-й ст. с мечами.

В книге Н.А. Пахомова «Крейсер II ранга « Забияка», переизданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге опубликован рапорт Николая Гаупта: « 20 сентября (1894 г.), при тихой погоде, ушёл из Петропавловска в седьмое крейсерство. К вечеру задул свежий SW, с пасмурностью и крупным волнение, сопровождавший крейсер до самых островов. 22 числа утром, SW стих. Решив воспользоваться временным затишьем – редким в это время года, повернул от Северного лежбища в Никольское, куда имел почту из Петропавловска. Прибывший на крейсер окружной начальник г. Гребницкий, подтвердив ещё раз, что шхун у островов нет, сообщил, что в Никольском свирепствует крупозная пневмония, имеющая эпидемический характер, жертвами коей уже были 5 алеутов. Опасаясь за здоровье команды, сообщения с берегом не разрешил, командировав на берег по просьбе г. Гребницкого только судового врача, который донёс мне, что медикаментов для борьбы с эпидемией в селении совершенно достаточно. Засвежевший  N вскоре заставил уйти из Никольского. Направившись к Монати, ночь держался под косыми парусами, а на другой день в последний раз зашёл в Никольское на несколько часов, чтобы взять почту».

 

Командир «Рюрика» Н.А. Гаупт  в Адмиральском салоне корабля. 1900 год

 

Команда крейсера «Забияка» 1892 год, г. Петропавловск-Камчатский,  (Пахомов Н.А. 2008)

 

Крейсер «Забияка» в Порт-Артуре

 

Н.А. Гаупт

 

о. Беринга, мыс Гаупта,фото В.В. Фомин

 

Фото из книги Н.А. Пахомова

 

 

Мысы Забияка (слева) и Гаупта (справа). Фото Н.Фоминой

 

При подготовке статьи использованы следующие источники:

  • Пахомов Н.А. «Крейсер II ранга «Забияка», издание второе, 2008 год, Санкт-Петербург
  • http://kraeved-gatchina.de/ocherki/vydayushchiesya-zhiteli/nikolay-gaupt/
  • http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=881664
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Методист АКМ Н.С. Фомина.

 

 


Поделитесь, пожалуйста, этой записью
  • 1
  • 20
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •