К 90-летию Розы Гавриловны Ляпуновой

Среди  многочисленных исследователей, учёных,  приезжавших в экспедиции на Командоры, заметно выделяется историк  Роза Гавриловна Ляпунова.  Скромная, внимательная, обаятельная женщина, она посвятила свою жизнь  этнографии.  Вспоминая о начале своей деятельности, Роза Гавриловна  писала:  «Сначала мое внимание привлекли предметы материальной культуры и искусства алеутов. И первые мои работы носили чисто музейный характер. Уже позднее я перешла от изучения коллекций к изучению алеутов вообще: их истории, развития культуры, происхождения. Причем в первые годы работы над этой темой я занималась только историей Аляски и американскими алеутами».

Результатом исследований Р.Г. Ляпуновой по изучению этнографии алеутов стала кандидатская диссертация «Материальная культура алеутов (к проблеме этногенеза)», которую она успешно защитила в 1970 году.

Командоры  оказались  не только направлением её профессиональной деятельности, но стали частью  её жизни, а люди, с которыми она здесь общалась,   стали её близкими друзьями.

Роза Ляпунова родилась 6 декабря 1928 года  в деревне Кош-Елга  Бижбулякского района Башкирской АССР в семье учителей. Когда девочке исполнилось 3 года,  семья переехала в Чебоксары, столицу Чувашии.  Здесь,  в 1946 году  Роза получила среднее образование, и перед  ней  встал вопрос: «Кем быть?».  Она решила ехать в Ленинград, чтобы  учиться в Ленинградской  лесотехнической академии.  Благополучно поступив в академию  и  проучившись  в ней  год, она забирает документы и поступает в Ленинградский государственный университет  на этнографическое отделение восточного  факультета.    Вскоре факультет закрыли,  и студенты – «восточники» стали учиться на историческом факультете. В 1952 году Роза Гавриловна Ляпунова  окончила истфак, получив специальность «Этнография».

Её  приняли на работу в МАЭ (Музей антропологии и этнографии) на должность старшего научно-технического сотрудника сектора Америки, Австралии и Океании.

Роза Гавриловна, по сути, была единственным в СССР  специалистом по этнографии  алеутов. Она поддерживала тесные связи с американскими коллегами, впервые познакомившись  с Уильямом Лафлиным, известным американским антропологом  в 1964 году во время работы VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук.   На секционном заседании «Арктика и Субарктика» выступила с докладом «Морской зверобойный промысел алеутов XVIII–XIX  веков (орудия и средства охоты) по материалам коллекций Музея антропологии и этнографии АН СССР».

Статьи Ляпуновой появляются в различных журналах, в материалах симпозиумов и конференций. Она участвует в совместных проектах по Русской Америке, получает приглашение в США и на праздновании 75-летия  основания Орегонского исторического общества  в Портленде выступает с докладами  об  этнографических коллекциях МАЭ по алеутам и об исследованиях участников экспедиции П.К. Креницына и М.Д. Левашова, проведенных в 1764–1769 гг. на Алеутских островах.

Международные конференции по американистике  проходили и в Советском Союзе, в них обязательно принимала участие Роза Гавриловна.  Она была лично знакома  и поддерживала дружеские отношения со многими ведущими специалистами в области этнографии народов Северной Америки такими, как Ричард Пирс,  Антуанетта (Антонина Федоровна) Шалкоп, Лидия Блэк, У. Лафлин и др.

В 1970-е годы Р.Г. Ляпунова стала проводить полевые исследования среди алеутов Командорских островов. Она входила в состав постоянно действующей Северной экспедиции под руководством заведующего московским сектором народов Севера и Сибири Института этнографии АН СССР Ильи Самуиловича Гурвича, который  еще в 1968 г. посетил о. Беринга с целью  изучения этнографии алеутов.  Последний раз Роза Гавриловна побывала на острове Беринга в 1988 году.  Командорским алеутам посвящены многие статьи и 2  монографии учёной: «Очерки по этнографии алеутов»(1975), «Алеуты. Очерки этнической истории»(1987).

Работы Ляпуновой  издавались во Франции, Австрии, США. Она получила  мировое признание.

В 80-тые годы Р.Г. Ляпунова трижды посещает Командорские о-ва:  в 1981 году совместно с Александром Николаевичем Анфертьевым, в 1984  — с Галиной Ивановной Дзенискевич , в 1988 году — с Викторией Тимофеевной Бочевер.

С 1986 года  Роза Гавриловна  работала над монографией «Тихоокеанские эскимосы: Историко-этнографические очерки» или  в другом варианте: «Трансформация культуры коренного населения Аляски».    С  1988 года она готовила несколько глав  для коллективной монографии по этнографии командорских алеутов, которая планировалась к изданию во Владивостоке в серии «История и культура народов  Дальнего Востока».

Во время пребывания на Командорах Розе Гавриловне  по ходу её  непосредственной деятельности приходилось  постоянно общаться   со старожилами.  Самые лучшие, самые светлые воспоминания о ней сохранила  Вера Терентьевна Тимошенко, для которой Ляпунова стала «как сестра».  Их  встреча состоялась в 1975 году во время первого приезда исследовательницы на о. Беринга. По распоряжению М.Н. Косыгина в  райисполком были приглашены    старожилы – алеуты. К сожалению,  тогда собрались не все приглашённые, что очень расстроило Розу Гавриловну.  Но  затем началась  её планомерная работа  с Анной Фёдоровной Паньковой, Прасковьей Александровной  и Семёном Дорофеевичем  Березиными,  Валентиной Михайловной Кияйкиной,  Марией Аркадьевной  Бадаевой,  Верой Терентьевной Тимошенко, Валентиной Терентьевной Вожиковой, Валерией Ивановной Добрыниной, Юлией Сергеевной Ладыгиной, Петром Ивановичем Пешковым  и другими жителями Никольского.

Вот как описывала  Р.Г. Ляпунова в одной из своих статей  рабочий момент записи на магнитофонную плёнку легенды  о деяниях орла и ворона, в изложении  Анны Фёдоровны Паньковой: «Исполнение сопровождалось грустными песнями, где, между прочим, отмечается двойная природа Ворона. “Ты и птица, и не птица”, — поет женщина; говорится о его хороших, человеческих, а не птичьих глазах, о способности снимать птичье обличие».

А.Ф. Панькова напевала легенды на алеутском языке и сразу же их переводила. При этом Роза Гавриловна отмечала, что по-алеутски изложение получается более  складным, ровным и понятным, чем на русском языке.  Находясь на о. Беринга, Р.Г. Ляпунова способствовала возрождению интереса командорских алеутов к своей традиционной культуре. В 1975–1976 годы в газете «Алеутская звезда» были опубликованы  статьи  Розы Гавриловны «Традиционное искусство алеутов» и «Алеуты: их происхождение».

Из беседы с Верой Терентьевной  узнаю, что  и до Ляпуновой  были на Командорах энтузиасты, понимавшие важность  изучения и сохранения алеутской культуры, языка.  Это  Катерина Сергеевна Орлова – учительница русского языка, которая оставляла  после уроков свою ученицу Верочку  Ладыгину для занятий алеутским языком. Катерина Сергеевна занималась  изучением  эскимосского языка, и  в плане этого её очень интересовал   алеутский язык, как родственный эскимосскому языку.  На  острове в 1961 году  работала Елизавета Порфирьевна (Парфентьевна) Орлова,  бывшая подругой  Розы Гавриловны.  В МАЭ сохранились её  неопубликованные рукописи, в одной из них  Е. П. Орлова писала: “В 1961 году от алеутов узнала, что раньше для коллективного промысла они употребляли большую двенадцати весельную байдару “улухтах” с двойной кожаной обшивкой, на которую шло от 6 до 12 шкур сивуча; шили такую обтяжку женщины на улице всем коллективом. Живы еще несколько пожилых женщин, которые принимали участие в шитье покрышек для байдар».

Во время своего  нахождения на Командорах   Ляпунова тесно общалась с Юлией Сергеевной Ладыгиной,  которая познакомила её с  узорами плетения из береговой травы. Розу Гавриловну интересовали все стороны жизни алеутов: особенности быта,  рецепты национальной  кухни,  сбор морских беспозвоночных,  разделка рыбы, фольклор, морской зверобойный промысел и многое, многое другое.

В 1991 году Клуб Старожилов, администрация Алеутского района  направляли официальное приглашение Розе Гавриловне на  празднование  250-летие открытия Командорских о-вов. В Алеутском музее сохранилось её письмо Валентине Сергеевне Сушковой, в котором она  извиняется за невозможность  приезда, так как только что вернулась  с Аляски и тяжело перенесла дорогу.

В свой последний приезд на остров Беринга Роза Гавриловна часто бывала  у Валентины Михайловны Кияйкиной. И как-то однажды в один из таких визитов, она обратилась  к Нине, дочери Валентины Михайловны  с предложением заняться алеутским плетением  из травы. На тот момент Нина Александровна   не восприняла  серьёзно данное предложение.  Прошло время. В мае  1990 года  Кияйкины получают бандероль из Ленинграда  от Ляпуновой.    Она прислала оттиск своей статьи об алеутском плетении. На  нём  рукой Розы Гавриловны были написаны слова, в которых она выражала надежду на возрождение  искусства алеутского плетения.  Это пожелание исследовательницы  оказалось пророческим. Нина Александровна  освоила национальное  плетение  из  береговой травы и достигла   в этом больших успехов.

В 1992 году Н.А. Кияйкина по приглашению Ляпуновой, поехала в Ленинград.  С собой везла сплетённые корзиночки из травы.  В  Ленинграде позвонила учёной,  сообщив о своём приезде. Они договорились о встрече.   Так получилось, что Нина Александровна оказалась  последним человеком, с кем  говорила  Роза Гавриловна.  Буквально через день после разговора, 3 декабря  её не стало. Попрощаться с Розой Гавриловной, проводить её в последний путь  пришло много людей, была   среди них  и Н.А. Кияйкина.

Спустя два года после ухода  из жизни  Ляпуновой была опубликована книга  «Русская Америка: «По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев».  Из 373 страниц текста  книги 190 страниц подготовлено Розой Гавриловной.  Появление этой книги  стало  своеобразным  памятником   замечательной исследовательнице, этнографу, историку, посвятившей свою жизнь   изучению Русской Америки и народов:  алеутов  и эскимосов.

 

Н.С. Фомина, Алеутский краеведческий музей. При подготовке очерка использована статья С.А. Корсуна «Р.Г. ЛЯПУНОВА — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АЛЕУТОВ».

Добавить комментарий