К 105-летнему юбилею А.М. Борщаговского.

«Если бы Вы знали, сколько у нас на Руси превосходных людей, сколько добра и чести в них! Может быть, мое счастье в том, что я их вижу, нахожу и не теряю и не мыслю потерять. Вот и копошусь, стараюсь подставить плечо, не такое уж крепкое, не важно — людям ведь чаще важнее всего душевное движение.»

 А.М. Борщаговский из письма  к литературному критику и писателю В. Курбатову

1978 год. Весна. Шло к завершению моё пятилетнее обучение на биохимическом факультете МОПИ им. Н.К. Крупской, сейчас  это МГОУ, расположенный в старинном здании в Москве.  До революции там  был Институт  благородных девиц.  Уже состоялось распределение, пять  человек с нашего курса вместе со мной получили направление на Камчатку. Папа, а он в очередной раз находился в Москве, сообщил, что   нас пригласили в гости, туда мы и отправились вечером.   Из того визита запомнилось первое  общение  с хозяином квартиры – писателем Александром Михайловичем Борщаговским. Удивительно тёплая атмосфера его  дома, внимательная и доброжелательная  жена  писателя Валентина Филипповна, разговоры о книгах и Камчатке.  Оказалось, что папа и Александр Михайлович были  знакомы очень давно и  подружились ещё, когда наша семья жила на Командорах. Перед отъездом  по распределению я побывала в семье Борщаговских ещё раз. Александр Михайлович подарил мне свой роман «Русский флаг», опубликованный в 1953 году и сообщил, что будет  ждать от меня писем о моей камчатской жизни. Затем сказал, что сам, ввиду загруженности, отвечать вовремя не обещает, а вот присылать мне свои новые произведения и книги  Джеральда  Дарелла и других авторов о природе и животных обязуется. В те годы купить хорошую книгу было непросто, это сейчас с этим нет проблем, к тому же и читать сегодня  люди стали  значительно меньше и реже. Так завязалось наше общение.  Александр Михайлович сдержал своё обещание и регулярно присылал мне книги, как свои  новые повести, так и  научно-популярные произведения Гржимека, Дарелла и др.  Пока Александр Михайлович жил в Москве мы перезванивались с ним.  Потом, когда он стал  жить в писательском посёлке «Красновидово» под Москвой,  наше общение стало значительно реже. В один из отпусков в конце 90-тых я навестила его в Красновидове, где  до середины 60-тых  жила моя бабушка.    Александр Михайлович, когда я сообщила ему об этом, почему- то  очень обрадовался. Он всё время повторял: «Ну надо же! Оказывается и ваша семья связана с этим чудесным местом». Мы с ним очень о многом говорили в ту встречу. Он живо интересовался Командорами,  теми изменениями, которые происходили в стране и их  влиянием на островную жизнь.   Несмотря на свой возраст, а было ему уже за 80, Александр Михайлович был бодр и подвижен.  В памяти остались совместная прогулка по подмосковному лесу, его воспоминания о моём  отце, которыми делился писатель.   Спускаясь по лестнице со второго этажа двухэтажного деревянного дома, где была его квартира, Александр Михайлович сообщил, что сейчас  мы  заглянем к его соседу, и он представит меня ему.  Этим соседом оказался известный писатель Фазиль Искандер.

В творчестве А.М. Борщаговского  есть  рассказ «Три тополя», который широко известен, благодаря экранизации.  Фильм  «Три тополя на Плющихе», где в главных ролях Татьяна Доронина и Олег Ефремов, запомнился и полюбился зрителям.

Командорским островам посвящены две повести А.М. Борщаговского:  «Остров всех надежд» и «Стеклянные бусы». Среди главных героев –   труженики  Командорских островов — рыбаки, звероловы, ученые, матросы… Сильные, самобытные характеры людей Севера, внешне словно бы окрашены суровыми тонами Берингова моря.  В то же время это — душевные, глубоко думающие и тонко чувствующие люди, умеющие самоотверженно работать и дорожить романтикой своего необычного, нелегкого труда. Героиня повести «Стеклянные бусы» семиклассница Маша — умная, живая, восприимчивая девочка. Ее «открытию мира», первому в ее жизни горю и первому нежному чувству посвящена повесть. Она была написана в 1963 году, а в 1978 году вышел фильм с одноимённым названием.

Судьба Александра Михайловича была непростой, а жизненный путь тернист.  Для окружающих, как писал Л. Лазарев: «он  служил примером жизнестойкости и мужества, не сгибался, не приспосабливался – ни в трудные минуты, когда его хотели во что бы то ни стало истребить, поставить на колени, ни тогда, когда возникали просветы, и можно было полностью отдаться работе».

Он родился 14 октября  1913 года в городе Белая Церковь (Васильковский уезд Киевской губернии), в еврейской семье. Отец был присяжным поверенным и журналистом, мать — акушеркой. После окончания школы-семилетки в Белой Церкви, учился в фабрично-заводском училище паровозоремонтного завода в Запорожье.  В 1935 году окончил Киевский театральный институт, затем аспирантуру.  Началась Великая Отечественная война. Александр Михайлович  ушёл на фронт, воевал  в  Сталинграде, затем заведовал литературной частью фронтового театра. После войны успешно защитил кандидатскую диссертацию по филологии. В 1948 году его диссертация «Драматургия Ивана Тобилевича» была опубликована отдельной книгой на украинском языке. С 1946 года член Союза писателей СССР.

С 1945 по 1949 годы   заведовал литературной частью театра Советской Армии в Москве. В конце осени 1948 года начинаются антиеврейские репрессии: 20 ноября выходит постановление «О Еврейском Антифашистском Комитете», и происходят аресты его членов, обвинённых в работе на американскую разведку. Антисемитизм проявлялся во внутренних документах ВКП(б), но при этом маскировался указаниями на «буржуазность» «космополитов», что не позволяло напрямую выдвигать обвинений в национализме. В результате, антисемитизм и «борьба с низкопоклонством» объединились в мощной кампании по «борьбе с космополитизмом».

Я. Л. Раппопорт пишет, что «антиеврейская направленность борьбы была настолько откровенной, что её было трудно прикрыть фиговым листком советского интернационализма».

Под эту кампанию попал и Александр Михайлович Борщаговский. Литературный критик  Лазарь  Лазарев писал  о нём в некрологе: « Он оказался в первой обойме «безродных космополитов», которых «Правда» подвергла сокрушительной, так называемой «партийной» – что было равносильно судебному приговору – критике. Вина Борщаговского заключалась в том, что он выступил против бездарных сочинений, забиравших тогда литературную власть «драмоделов» Софронова и Сурова, также ему припомнили, что он посмел поднять руку на слабенькую пьеску самого государственно властного сочинителя – Корнейчука. Как тогда полагалось, вслед за «Правдой» выступили и  другие органы печати – обличительный пафос крепчал и крепчал, они конкурировали друг с другом, стараясь в крепости идеологических обвинений обскакать коллег и предшественников».  Александр Михайлович потерял работу, его исключили из партии, лишили жилья.

Но он выстоял,  жил у друзей, работал в архивах, собирал  исторические материалы.

И в  год смерти «вождя и учителя всех народов»  в 1953 году   был опубликован его роман «Русский флаг» о малоизвестных страницах  обороны Камчатки во время Крымской войны.

Спустя три года появляется новая повесть «Пропали без вести», основанная на реальных событиях о судьбе шести советских моряков, потерпевших кораблекрушение и спасенных через 82 дня у берегов Камчатки.

В 1958 году  опубликована маленькая повесть «Седая чайка», где главный герой –  механик флота Бляхин.

А год спустя  в издательстве «Советская Россия»   была издана повесть «Тревожные облака». Она стала легендарным  повествованием о героическом футбольном «матче смерти», который состоялся  в Киеве, 9 августа 1942 года. Хотя по  тексту автора повести этот матч состоялся безвестном провинциальном городке.  «Тревожные облака» были изданы в социалистических странах, на основных языках Западной Европы, включая испанский. Повесть печаталась в Алжире на французском языке, в Бомбее была переведена на маратхи, в Копенгагене вышла к двадцатипятилетию освобождения Дании от фашистских оккупантов. В 1962 году к 20-летию реальных событий, вышла в свет  экранизация повести -кинолента «Третий тайм». Фильм занял шестое место в прокате СССР 1963 года – его посмотрели 32 миллиона зрителей. Вторая экранизация состоялась  в 2012 году,  к 70-летию трагического матча  вышел фильм «Матч».

Александр Михайлович и Валентина Филипповна прожили в любви и согласии более 60 лет. Они удивительным образом дополняли друг друга. Воспитали прекрасных дочерей. Старшая  – Светлана Кармалита, сценарист, главный редактор киностудии “Ленфильм” была женой известного кинорежиссёра Алексея  Юрьевича Германа. Фильмы её мужа Алексея Германа-старшего были созданы ими совместно. Светлана  написала сценарии к фильмам: “Торпедоносцы”, “Жил отважный капитан”, “Мой боевой расчет”, “Трудно быть богом” и многим другим. Её не стало в прошлом году.

Младшая дочь Александра Михайловича  – Алёна Александровна Борщаговская  – живёт в Москве. Она – директор Галереи XXI века в Москве.   Её супруг – Воджо Утомо Интойо  – индонезийский принц, работает старшим методистом  Галереи XXI века.

А.М. Борщаговский скончался  4 мая 2006 года на 93 году жизни.  Но живут его книги, демонстрируются фильмы – экранизации  его рассказов и повестей, созданные по его сценариям.

 

Н.С. Фомина, методист Алеутского краеведческого музея.

 

Добавить комментарий