Художественная школа на Командорах

Поделитесь, пожалуйста, этой записью
  •  
  • 9
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В Алеутском районе  располагались различные организации и предприятия.  Мы посчитали  интересным  и важным  для посетителей сайта Алеутского краеведческого музея  знакомство с их  историей.   И решили сделать страничку на сайте, где будем  рассказывать об учреждениях и предприятиях нашего района.  Подтолкнуло нас к этому письмо от первого директора Алеутской художественной школы. Мы надеемся, что посетители сайта,  и в первую очередь из числа жителей района бывших и нынешних, смогут дополнить своими воспоминаниями определённые пробелы наших рассказов.

 

Художественная школа на Командорах

История  появления художественной школы на острове Беринга заслуживает того, чтобы рассказать о ней.  Все дети любят рисовать, а алеутские ребятишки  особенно. Ведь

алеутов,  как и других северных народов, Бог наделил необычайной  музыкальностью, пластичностью, художественным даром.

На моей памяти состоялось открытие художественной школы на острове Беринга. Первоначально «художка»  располагалась в здании  бывшей  Николо-Иннокентьевской церкви. Там же находился и сельский клуб. Потом сельский клуб переехал в новое здание  в цунами безопасной  части села, в так называемый «верхний посёлок».

Художественная школа  просуществовала в здании старой церкви до 1985 года, когда после  короткого замыкания  в пургу возник пожар и в считанные часы  от строения ничего не осталось.

Но начнём по порядку. В 1978 году на Командоры приехала молодая семья. Её глава – выпускник охотоведческого факультета  Кировского сельскохозяйственного института  — биолог Александр Зорин,  его  супруга  Елена  — художница, квалифицированный педагог  с правом преподавания в художественной школе и их маленький сынишка Антон. На тот момент никакой художественной школы в селе не было.  Рисованием дети овладевали  в Никольской школе-интернате.

О том, как появилась художественная школа в Никольском,  поделилась своими воспоминаниями её первый директор, которого   ученики тех лет помнят как Е.П. Зорину, член Московского Союза художников Елена Петровна Вершигорова:

«Мы с моими детьми —  на севере Центральной Европы. Только что на свет появился наш малыш – Матюшка, и  вдруг:

    «ТЕЛЕГРАФИРУЙТЕ СОГЛАСИЕ ОТКРЫТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ПОСЕЛКЕ НИКОЛЬСКОМ АЛЕУТСКОГО  РАЙОНА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ ТЧК».

Телеграфировала, конечно:

 «СОГЛАСНА ОТКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ЗПТ БУДУ НАЧАЛЕ АВГУСТА ТЧК».

А началось все с того дня, когда я — молодой специалист «по открыванию художественных школ на дальних рубежах Родины»,  пришла в Камчатский отдел культуры и заявила:

—  Я молодой специалист, хочу открыть художественную школу на Командорских островах, потому что мой муж, биолог, едет изучать каланов, и мы будем жить на острове.

  • Девушка, а вы отдаете себе отчет, что это такое – открыть школу, какие постановления правительства, приказы областной администрации, разрешения отдела культуры для этого нужны. А финансирование вам кто-то уже открыл?
  • Хорошо. Тогда имейте в виду, что у вас есть молодой специалист, готовый открыть школу в поселке Никольском.

И ушла.  А через два года  в 1980 г. вдруг выходит Постановление Правительства «О расширении сети музыкальных и художественных школ  в регионах Севера». И появилась на острове Беринга в селе Никольское художественная  школа в алтарной части бывшей церкви, построенной еще американцами.  За перегородкой в бывших пределах храма размещался тогда клуб.

 

Кое-что из жизни «художки».

Первый год.  Нет натюрмортного фонда, нет книг, нет мольбертов, нет туалета, но есть: стандартная программа, краски, кисти, бумага, столы и стулья, электричество, вода.

Второй год. Есть натюрмортный фонд, есть мольберты,  есть небольшая библиотека, есть туалет с розовым унитазом.

Третий год. Есть своя авторская программа «Развитие алеутского народного творчества», основанная на моем  исследовании в запасниках Кунсткамеры, утвержденная во ВНИИ Художественных Промыслов. Большая библиотека, методический фонд детских работ.

Дети были разные, поселковые и интернатские, но все хотели рисовать.

Поселковые – это домашние дети с родителями и своими квартирами или домами.

Интернатские – это дети, бежавшие из дома на Камчатке и пойманные на сейнерах в трюмах, или из семей, где родители были лишены родительских прав, дети с такой трудной судьбой, что не каждый взрослый выдержит.

Собирались в школе после уроков по расписанию. Смотрели слайды, диафильмы, рисовали, конечно, рассказывали свои истории за чаем. А когда начали узнавать, что у алеутов было плетение из крашеной травы похожее на вышивку микроскопическим бисером, что сама императрица носила на поясе сумочку на серебряной застежке алеутского плетения,  интерес удвоился. Захотелось научиться резьбе по кости. У меня сохранилась  фигурка морского котика, вырезанная Женей из  пробной гипсовой болванки».

После отъезда Елены Петровны в художественной школе работали Олег Николаевич Дудка,  Александр Гусев.  Вскоре на острове появилась школа искусств, объединившая музыкальную и художественную школы. Эта школа была создана Вячеславом Николаевичем Ниловым, который приехал  в Алеутский район во второй половине 1983 года  на должность зав. отделом культуры.   Сегодня Вячеслав  Николаевич Нилов — доктор педагогических наук, профессор, ведущий советский и российский ученый-исследователь хореографического искусства: поморов, северных великоруссов, северных старожил Северо-Востока Сибири и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Тогда же  было создано  хореографическое отделение. Директором Никольской  детской школы  искусств  стал прекрасный музыкант Валерий Михайлович Лондкевич.

В 1991 году на праздновании 250-летия открытия Командорских островов  школьники острова Беринга  продемонстрировали своё танцевальное мастерство, которым овладели под руководством замечательного педагога-балетмейстера Веры Алексеевны Новогребельской.

В середине  1990-тых в художественном отделении Никольской школы искусств стала преподавать  Валентина Геннадьевна Григорьева (Квасюк)- алеутка, выпускница Никольской средней школы 1987 г. и ученица Елены Петровны Вершигоровой.  После преобразования  школы искусств  в музыкальную школу в 2001 году, которая затем в 2002 году  была реорганизована в музыкальную студию при Центре Досуга и творчества — так стал называться  районный дом культуры,  вскоре там же была организована  и художественная студия. В ней  достаточно длительный срок  с 15 сентября 2005 по 2017 год  обучал ребят рисованию  Сергей Леонидович Пасенюк. С 2017 года  по настоящее время  в художественной  студии  ЦДТ продолжают  развивать свои способности дети районного центра под руководством  молодого преподавателя Анастасии Кузнецовой.

Работы ребят художественной студии острова Беринга  получали неоднократно высокие оценки на всевозможных, как региональных, муниципальных, так и Всероссийских конкурсах рисунков.  Дети художественной студии много раз участвовали в Марше Парков, где их рисунки также  получали  признание.

 

Послесловие

Елена Петровна Вершигорова — известная художница. У неё проходят персональные выставки, но она, как когда-то на Командорах, продолжает отдавать своё сердце и душу детям, которые стремятся познать мир художественных образов и передать своё настроение. На этих фотографиях, любезно предоставленных художницей, запечатлены эпизоды сегодняшней жизни Елены Петровны.  Думаю, что для её учеников будет радостно увидеть хотя бы на фотографиях своего учителя, спустя почти сорок лет после уроков в художественной школе на острове Беринга.

Коллектив Никольской школы искусств

 

С каким интересом дети слушают своего педагога Елену Петровну

 

На занятии в художке

 

Как повезло детям, что у них была такая художка и такой учитель!

 

Елена Петровна ведёт урок

 

Валя Квасюк, впоследствии преподаватель в художественном отделении школы искусств

 

Атмосфера творчества в художке на острове Беринга

 

 

Сергей Леонидович Пасенюк со своими ученицами

 

На выставке «Мир детства » в Центральном Доме Художника на фоне своей серии рисунков» Япония. Детство», 2019 г.

 

В своей мастерской на Чистых Прудах с Верой Ояберь — библиотекарем Алеутской библиотеки в 80-х годах, 2012 г.

 

На юбилейной выставке МСХ в Манеже на фоне своих литографий «Япония», 2010 г.

 

Мастер класс в мастерской-музее Налбандяна, который относится к Музею современного искусства, 2018 г.

 

В литографской мастерской на Масловке на занятиях литографией с детьми, 2014 г.

Н.С. Фомина, методист АКМ


Поделитесь, пожалуйста, этой записью
  •  
  • 9
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •