Артюхов Дмитрий Макарович приехал на Командоры в 1973 году, где жил его брат с семьёй — Артём Макарович Артюхов, служивший начальником милиции. Дмитрий Макарович стал работать водителем в коммунальной службе Алеутского района. Родные знали, что он прошёл всю войну, был фронтовым шофёром. А вот подробности были им неизвестны. Как все фронтовики, Дмитрий Макарович не любил рассказывать о войне. Нам удалось найти документы военных лет с подробной информацией о боевом пути ветерана.
22 июня 1941 прозвучало знаменитое обращение В.М. Молотова о начале войны к гражданам Советского Союза. А уже на следующий день старшина запаса Д.М. Артюхов 1915г.р., член ВКП(б) прибыл на призывной пункт Ершичского райвоенкомата Смоленской области. Первые месяцы войны были очень тяжёлыми. Советские войска отступали по всему фронту. В начале сентября Дмитрия Макаровича направили в 119 отдельный автотранспортный батальон 19 района авиабазирования Третьей Воздушной Армии.
В годы Великой Отечественной войны авиационно-технические части обеспечили 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов фронтовой и дальней авиации. При этом было израсходовано более 1 млн т авиационных боеприпасов и более 1 млн 700 тыс. т авиационных ГСМ. Эти объемы работ пришлось выполнять при сравнительно низкой укомплектованности частей автомобилями. Так, например, в период с 1 марта 1943 г. по 1 января 1945 г. средняя укомплектованность БАО автомобилями различного назначения составляла 65-68 %, а их техническая готовность 80-86 %.
На автомобильные части и подразделения районов авиабазирования в годы войны легло выполнение наиболее сложных и ответственных задач. Своевременный подвоз вооружения, боеприпасов, материальных средств являлся гарантом успешного ведения авиационными частями и соединениями боевых действий и выполнения поставленных боевых задач.
В ходе стремительного наступления наших войск авиационные полки зачастую базировались в непосредственной близости от окруженных группировок противника. При этом на отдельных аэродромах, в районах которых группировки фашистов пытались вырваться из окружения, создавалась сложная обстановка. В этих случаях личный состав авиационных и авиационно-технических частей вел бои с группировками фашистов на земле. Так, например, в Белорусской операции личным составом частей тыла 4-й воздушной армии при обороне аэродромов было убито 974, ранено и захвачено в плен 1833 немецких солдата и офицера.
Я привела эти сведения из статьи «Страницы военной истории» генерал-майора В.Н. Козельского и полковника М.А. Боброва в совершенно не случайно. Дмитрий Макарович как раз был среди тех, кто обеспечивал своевременный подвоз авиационного ГСМ, боеприпасов на аэродромы.
В 119 отдельный автотранспортный батальон Дмитрий Артюхов прибыл, когда было проведено реформирование авиасоединений, учитывавшее печальный опыт первых месяцев войны. Работал на машине ЗИС-5 по октябрь 1942 года. За это время пробег его машины составил 16203 км. 557 тонн боевых грузов подвёз к аэродромам фронтовой шофёр коммунист Дмитрий Артюхов. В успехе наступления под Москвой есть и его заслуга. Много погибало водителей на фронте. Автомобили первыми попадали под бомбы и снаряды.
В июне 1944 Артюхов получает назначение водителем машины ФОРД-6, одновременно являясь парторгом автоколонны. В период летнего наступления Красной Армии 1944 года проявил себя, как лучший шофёр. Несмотря на бездорожье, налёты вражеской авиации, все боевые задания выполнял на «отлично», увлекал своим примером весь личный состав подразделения. Работал по трое суток без сна и отдыха, доставляя грузы раньше срока. Машина Артюхова прошла 8840 километров за время летнего наступления, при этом он перевез 217 тонн боеприпасов, и его машина не имела ни одной поломки и аварии. Иногда по 250-300 километров в сутки совершал фронтовой шофёр Артюхов. За весь 1944 год общий пробег машины Артюхова составил 17508 км. Около 400 тонн боеприпасов и ГСМ доставил на аэродромы Дмитрий Макарович.
Приказом Военного Совета Третьей Воздушной Армии от 30 января 1945 года он был награждён медалью «За Боевые заслуги». А ещё ранее Дмитрий Макарович получил медаль «За оборону Москвы». Среди его 9 наград и орден Отечественной войны II степени. Война для Д. М. Артюхова не закончилась с победными залпами 9 мая. Вместе с частями 3 Воздушной Армии он освобождал Китай от японских захватчиков.
После войны Дмитрий Макарович уехал работать в Киргизию, там женился второй раз. С Анной Дмитриевной, своей второй женой, он приехал на Командоры зарабатывать пенсию. У северян в Советском Союзе пенсия составляла 120 рублей и равнялась средней зарплате. После возвращения с острова Беринга Артюховы жили в Ошской области в Киргизии. Его внучатый племянник Овсянников Владимир Сергеевич — капитан корабля «Финашин» хорошо знаком жителям Алеутского района. К сожалению, нам не удалось установить год смерти ветерана, так как связь его родных с ним оборвалась после 1985 года.
Н.С. Фомина, методист Алеутского краеведческого музея.