Подходит к завершению 2021 — юбилейный для Командорских островов год. Его главным событием стали праздничные мероприятия к 280-летию со дня открытия Командорских островов. В Алеутском краеведческом музее с мая месяца шла полным ходом подготовка к ремонту помещений, а затем и сам ремонт. 10 сентября открылись залы обновлённого музея. И как водится гости, первыми его посетившие, пришли не с пустыми руками. Администрация Алеутского муниципального округа подарила музею несколько мини скульптурных портретов участников Второй Камчатской экспедиции (работы скульптора И.П. Вьюева) и среди них мини скульптуру из бронзы Алексея Ильича Чирикова. Перед нами фигура отважного моряка, в руках у него секстант (навигационный измерительный прибор), перед ним лежит компас. Он явно стоит на капитанском мостике и вглядывается в очертания неизвестного берега, готовясь записать координаты в судовой журнал. В лице этого замечательного первопроходца 18 века – отражение большого ума, мужества и воли. Сегодня в день его рождения мы вспоминаем учёного моряка 18 века, одну из ярких фигур флота Российского.
Алексей Ильич Чириков – капитан-командор, опытный мореплаватель, пытливый исследователь. Его вклад в достижение целей Второй Камчатской экспедиции поистине огромен. Но как часто бывает в истории, деятельность Чирикова была менее известна как его современникам, так и более поздним поколениям жителей Российского государства. У всех всегда на слуху было и есть имя Витуса Беринга, как руководителя Камчатских экспедиций, а вот имя его помощника Алексея Чирикова — капитана пакетбота « Св. Павел» упоминается гораздо реже. Хотя выдающуюся роль в Камчатских экспедициях именно Чирикова подчеркнул М.В. Ломоносов: « в американской экспедиции через Камчатку не упоминается Чириков, который был главным и прошёл далее, что надобно для чести нашей».
Алексей Ильич Чириков представитель древнего рода, который берёт начало от племянника царя Беркая, принявшего крещение и получившего новое имя Пётр. Правнук Петра служил при великом князе Дмитрии Иоанновиче в Сторожевом полку и участвовал в сражении против Мамая. В роду Чириковых много знатных и именитых людей, среди них и мореплаватель — Алексей Чириков.
В литературе обычно указывается дата рождения А.И. Чирикова — 13(24) декабря 1703 года, хотя из собственноручно написанной челобитной Алексея Ильича следует, что родился он во второй половине 1702 года. Тогда, в мелкопоместной семье тульского дворянина появился на свет будущий первооткрыватель Русской Америки. Его родовое имение находилось в селе Аверкиевское -Лужное Тульского уезда (ныне село Лужное Дубенского района Тульской области).
В январе 1715 г. двоюродные братья Алексей и Иван Чириковы приехали в Москву, чтобы учиться в школе «математико – и навигацких наук». Братья и не надеялись, что их зачислят — настолько бедны и худородны были. Но на вступительном экзамене поразили экзаменаторов знаниями и были безоговорочно зачислены в учебное заведение. А через год, их, как самых способных, перевели в Морскую академию в Санкт-Петербурге. Алексей Чириков с головой окунулся в изучение астрономии и навигации, сферической тригонометрии и геодезии, «кораблеведения» и картографии. Весной 1721 г. состоялся первый выпуск учащихся Морской академии. На «досмотрении приращенных знаний» присутствовал сам царь — Пётр I. Алексей Чириков обнаружил столь блестящие знания, что его пожаловали сразу же в унтер-лейтенанты. С тех пор в адмиралтейских кругах Чирикова стали называть «учёным моряком».
После недолгой службы на корабле Балтийского флота он был назначен преподавателем в ту же Морскую академию, где обучал «разным наукам» гардемаринов и обучал очень успешно.
В первых числах января 1725 года (по новому стилю) тяжелобольной Пётр I подписал указ об организации Первой Камчатской экспедиции. Царь повелел:
«Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами.
На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд, и по чаянию, понеже оной конца не знают, кажется, что та земля — часть Америки. И для того искать, где оная сошлась с Америкой, и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или, ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюда». Хотя ещё в 1648 году Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, но сведения об этом надолго затерялись в сибирских приказных архивах.
Командовать секретной экспедицией Пётр I назначил Витуса Беринга, а в помощники ему определили А.И. Чирикова и М. Шпанберга. В Адмиралтействе при утверждении кандидатуры Чирикова, записали: «По обучению гардемарин и морских офицеров искуснее всех явился».
За три дня до смерти царя в январе 1725 года капитан Беринг покинул Петербург с первым отрядом в 26 человек. В 1726 году все главные участники экспедиции собрались в Якутске. На Алексея Чирикова легли важные хозяйственные задачи. Он контролировал отправку грузов в Охотск, куда уже вперёд выехали Беринг и Шпанберг. Только 11 марта 1728 года все участники экспедиции добрались до Нижнекамчатска, где был построен бот «Св. Гавриил».
В пути до Якутска Чириков проводил кропотливую научную работу: описывал реки и условия судоходства, собирал сведения о городах Сибири, определял их географическое положение, наблюдал затмение луны в Илимске и другие природные явления. Лейтенант А.И. Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выяснить истинную широтную протяженность Сибири и северной части Евразии.
Город Якутск, по его описанию, имел в то время лишь 300 русских дворов, вблизи же кочевало до 30 тысяч якутов. «Над городом, — сообщает он, — был мрак от пожаров, чему виною бездождие, ибо в городе Якутске всегда живет мало дождя, и для того и травы мало растет; как и сего лета травы не было, кроме тех мест, где река поднимала. Также и снегов мало идет, а морозы стоят жестокие. И причина мало бывающих дождей и снегов требует рассуждения: широта Якутска по наблюдению 62o08′. Склонение компаса 1o57′ западнее».
Чириков застал жестокую эпидемия кори, вспыхнувшую в Якутске, когда «болезновали» и те, «которые прежде во оной не бывали».
«А болезни сей в Якутске, по словам здешних жителей, больше сорока лет не бывало, что удостоверяет и настоящая скорбь»– записал он в своём дневнике.
13 июля 1728 года бот «Св. Гавриил» с командой из 44 человек вышел из Нижнекамчатска, взяв курс на северо-восток. Погода благоприятствовала, не было ни одного шторма. Но чем дальше на север, тем хуже становились условия плавания. Плыли в густом тумане и естественно не смогли увидеть американский берег. 13 августа Беринг собрал «консилию». Ссылаясь на инструкцию государя и устные свидетельства местных жителей, заявил, что «Чукотский Нос» отделяется от Америки морем и, следовательно, надо возвращаться назад. Беринга поддержали М. Шпанберг и другие офицеры. Чириков не согласился с ними, считая, что плавание необходимо продолжить вдоль берега до устья р. Колымы или хотя бы до появления первых льдов. Через два дня Беринг отдал приказ повернуть на Камчатку. Проплывая узким проливом, в тумане они так и не увидели материк — Америку. 2 сентября «Св. Гавриил» вернулся к устью реки Камчатка. Плавание 1729 года оказалось коротким и безуспешным.
В 1730 г. Адмиралтейство, изучив полученные материалы — отчеты Беринга и дневники офицеров, — особое внимание обратило на путевые записи Алексея Чирикова. Они заинтересовали и Академию наук.
По возвращении в Петербург Алексей Ильич был произведён в капитан-лейтенанты, а ещё через два года в капитаны. Некоторое время Чириков находился в Казани, откуда был вызван в Петербург, где получил назначение во Вторую Камчатскую экспедицию помощником В. Беринга.
Экспедиция считалась секретной. Противоречивые инструкции, полученные от Адмиралтейства, опирались на карты академика Петербургской Академии наук француза И. Делиля — в которых было много неверной информации. Карты, составленные по результатам I Камчатской экспедиции, не признавались, как и прочие достижения русских путешественников и учёных. Это было время царствования Анны Иоанновны, приблизившей ко двору иностранцев. Главным советчиком императрицы был Эрнст Иоганн Бирон.
Тем не менее, Беринг и Чириков, опираясь на опыт предыдущей экспедиции, вносили замечания в инструкции Адмиралтейства. Если поправки Беринга имели административно-хозяйственный характер, то замечания Чирикова касались маршрута путешествия. Он предлагал искать новые земли и Америку меж 50 и 65 градусами северной широты, где «климата удобная жителям и земля может быть не пустая». Познания Алексея Ильича в географии намного опережали знания Беринга, и дальнейшее плавание полностью подтвердило его правоту. Ведь именно в полосе Тихого океана, лежащей между 50 и 65 градусами, располагаются Алеутские острова и Аляска с примыкающей к ней побережьем Северной Америки.
Замечания всё же были частично учтены Адмиралтейств -Коллегией в отношении конечного пункта экспедиции.
Требование Коллегии идти первоначально на юго-восток на поиски мифической земли де Гамы сыграло роковую роль в судьбе капитана-командора Беринга и его команды.
Витус Беринг возглавлял огромную экспедицию, впоследствии названной Великой Северной. Она состояла из четырёх отрядов, из которых один собственно и стал Камчатской экспедицией. 18 апреля 1733 года Беринг отправился в далёкий и долгий путь, из которого ему не довелось вернуться.
Учитывая социальные условия 18 века невозможно даже представить, каким тяжким бременем легло данное предприятие на население Сибири. Чтобы понять, как это всё осуществлялось, обратимся к дневнику Свена Вакселя о событиях 1734 года в селении Усть-Кут на реке Лене: « Мы построили суда самых разнообразных видов, и как только Лена вскрылась, т.е. в начале мая, мы немедленно приступили к погрузке и к подготовке к путешествию в Якутск. Так как наши люди, в особенности из числа ссыльных, стали толпами убегать, пришлось поставить крепкие караулы, а вдоль берегов Лены через каждые двадцать вёрст виселицы».
Чрезвычайной жестокостью отличался Мартын Шпанберг. Будучи, как и Алексей Чириков, капитаном, он являлся старшим помощником В. Беринга, т.е. был выше по должности Чирикова и тому было очень непросто в сложившихся условиях. Тем не менее, Алексей Ильич зарекомендовал себя как блестящий организатор, стойкий и честный человек, гуманный начальник, заботившийся о подчинённых.
Весной 1737 года Чириков прибывает в Охотск. Летом того же года туда приезжает Беринг. Отношения между двумя мореплавателями накалялись, и Чириков отправляет в 1738 году письмо в Петербург с просьбой об отставке: «Всепокорнейше прошу вашего высокографского сиятельства, дабы я… освобождён был от Камчацкой экспедиции, понеже я, премилостивый государь, обращаюсь в ней истинно без пользы, понеже предложении мои к господину капитану-командору о экспедиционном исправлении от него за благо не приемлются, токмо он господин командор за оные на меня злобствует, что видя, опасаюсь от него великих обид, которые ему сделать легко в такой дальности, имея меня в полной своей власти, а предлагать ему принужден я должностью своею».
В Охотске Алексей Ильич жил с семьёй. Несмотря на то, что с 1732 года он находился в чине капитана, ему продолжали выплачивать жалованье по чину поручика. Семья, в которой было трое детей, постоянно испытывала нужду. В своих обращениях к Н. Головину в Петербург, он просил выплатить ему разницу в жалованье за несколько лет. Так относилось правительство к крупнейшему учёному моряку того времени.
Пока в Охотске продолжалось строительство пакетботов, Чириков предлагал летом 1740 года разведать путь и осмотреть места против Чукотского полуострова, или «Чукотского носа», на предмет обнаружения американского берега. Беринг отклонил это предложение, ссылаясь на инструкцию.
8 сентября 1740 года пакетботы «Св. Пётр» и «Св. Павел» наконец-то отправились к Камчатке. А 6 октября благополучно прибыли в Авачинскую гавань, где и был заложен порт Петропавловск.
Зимовка прошла благополучно, и в мае 1741 года Витус Беринг собирает «консилию» по решению вопроса о маршруте предстоящего плавания. Алексей Ильич настойчиво предлагает в плавании ограничиться 50-65 градусами с. ш.. С ним согласились почти все офицеры. Но Л. Делиль де ла Кройер, отправленный Академией наук в экспедицию, настаивал на правильности карты брата и Беринг, согласно инструкции Адмиралтейства, убедил всех принять точку зрения Делиля. Принятый единогласно, но не единодушно документ подписали: В. Беринг, А. Чириков, лейтенанты И. Чихачев, С. Ваксель, М. Плаутин, Л. Делиль де ла Кройер, флота мастер С. Хитрово, за флотского мастера А. Дементьев, лейтенант А. Эзельберг, и «штюрман» И. Елагин.
Данное решение во многом обусловило те несчастия, которые сопровождали плавание.
22 мая 1741 года капитан Чириков отрапортовал капитану-командору, что пакетбот «Св. Павел» к походу готов.
4 июня (5 июня по гражданскому календарю )1741 года в 6-8 часов утра корабли из Авачинской губы вышли в море. Первым открыл плавание «Св. Павел». Начиная с 4 июня, Чириков каждый час заносит в судовой журнал все важные события, делая астрономические и навигационные записи. 7 июня Беринг приказал Чирикову идти вперёд. С этого дня «Св. Павел» становится лидером плавания. До 20 июня оба пакетбота держались в пределах видимости друг друга.
В 5 часов утра 21 июня с пакетбота «Св. Павел» не увидели флагманский корабль. До 23 июня Чириков продолжал поиски. С этого момента «Св. Павел» и «Св. Пётр» совершали путешествие к берегам Америки по отдельности. Беринг, по-прежнему надеясь найти землю Де Гамы, спустился в более южные широты, а Чириков, в отсутствие нерешительного капитана-командора, неуклонно вёл свой корабль, поднимаясь к северу – северо-востоку, делая по 50 миль ежедневно. 15 июля в ночь на 16 июля по гражданскому календарю неожиданно увидели землю, это был северо-западный берег Америки. Команда Чирикова, стали первыми европейцами, увидевшими этот район Северной Америки.
Работая с судовым журналом «Св. Павла», сопоставляя описания ориентиров и пеленгов, сделанных Чириковым, с современными данными, исследователи были поражены точностью проводимых измерений. И это при ужасной примитивности используемых инструментов на пакетботе. Накладывая маршрут «Св. Павла» на современную карту, учёные выяснили, что 15 июля «Св. Павел» находился в 12 милях от мыса Бартоломе- южного мыса островка Бейкер. Затем, если судить по описаниям и координатам, указанным в судовом журнале, моряки видели остров Форрестер. 17 июля плыли параллельно берегу у островов Неккер у входа в пролив Ситка. А 18 июля произошло трагическое событие. Отправленный на берег бот с флотским мастером Дементьевым и вооружёнными 10 матросами пропал бесследно. До 24 июля продолжалось крейсирование корабля в надежде на возвращение людей. Решив, что бот получил повреждение, Чириков отправляет на берег малый бот с 4 добровольцами, который также бесследно исчезает. По инструкции, данной Дементьеву и Савельеву на второй шлюпке, они должны были на берегу разводить огонь. С корабля видели костры, однако назад шлюпки не возвращались. Что случилось с людьми, так до сих пор и остаётся загадкой.
В той злополучной бухте, где пропали 15 моряков со «Св. Павла», произошла первая встреча с американцами. Как считают этнографы — это были индейцы-тлинкиты, очень воинственные племена. Во времена Русской Америки их чаще называли колошами. 25 июля с корабля заметили две лодки, идущие от берега, одну побольше, другую поменьше. Но вскоре стало ясно, что это чужие лодки. Туземцы держались достаточно далеко от парусника, разглядеть их лица не удавалось. Они прокричали «Агай, агай» и повернули к берегу. Всё это окончательно убедило капитана, «что посланные служители всеконечно в нещастии».
Потеря 15 человек экипажа и двух шлюпок оказала гибельное влияние на дальнейшее плавание. Пакетбот плыл на значительном удалении от берега, а отсутствие лодок затрудняло обследование и картографическую съёмку побережий и что самое печальное, делало невозможным пополнение запасов пресной воды. И всё же «Св. Павел» продолжал плавание вдоль берегов Америки, двигаясь в северо-западном направлении. Хорошо известно, что Чириков не давал названия открытым им земель, он заносил всего лишь координаты и подробные описания (пеленги) в судовой журнал. 26 июля 1741 года в полдень при тихой и благоприятной погоде увидели заснеженные вершины высоких гор, то была северная оконечность хребта Фэруэтер.
На следующий день капитан приглашает на совет офицеров: Чихачёва, Плаутина, Елагина. На корабле к тому моменту оставалось 45 бочек с пресной водой. Обсудив сложившуюся ситуацию, офицеры коллегиально принимают решение о возвращении домой, о чём и зафиксировали в протоколе совещания. 27 июля взорам мореплавателей открылся возвышенный берег с поразившими их очень высокими горами. Пакетбот находился в районе высочайших горных хребтов северо-западной Америки.
Пропажа 15 человек экипажа и обеих шлюпок, невозможность осуществления дальнейшего исследования Америки, настоятельная необходимость в возвращении легли тяжким грузом в душе капитана. В своём письме М. Шпанбергу он писал: «Толко при оной, грех моих ради, несчастия мне последовало, а имянно елбот и другую малую лодку законною притчиною с 15 человеки служителями потерял и стал быть продолжению экспедиции неспособен, понеже воды на пакетбот достать стало не начем,и принужден прежде времени, как в те поры чаял, возвратитца в здешну гавань».
Вскоре после совещания офицеров «Св. Павел» взял курс на запад. Его путь пролегал параллельно побережью северо-западной Америки. Туманная погода не позволяла морякам разглядеть сушу, признаки которой угадывались по большим стаям береговых уток и чаек.
1 августа перед путешественниками открылась земля, то был небольшой остров, расположенный поблизости от Кенайского полуострова. В своём рапорте Адмиралтейств-Коллегии Чириков отмечал о необыкновенном изобилии здесь китов, сивучей, моржей, морских свиней, птиц разного роду, чаек. Он описывал высокие горы, поросшие лесом и круто обрывающиеся к морю.
В августе плавание продолжалось «при противных ветрах», частом тумане. На присутствие близкой земли указывали береговые птицы и огромные поля морской капусты.
С 21 августа Чириков распоряжается о введении ограничений при приготовлении пищи. Питьевую воду отмеряли меркою, а еду готовили один раз в сутки. В дождливую погоду собирали воду, стекающую с парусов, подставляя ведра и прочие ёмкости. Дабы люди не ослабели от одноразового питания в день, капитан распорядился давать по чарке простого вина. Скудный паёк получали все от капитана до рядового служивого. Иногда варили солонину, причём делали это в морской воде для экономии пресной.
Курс корабля по-прежнему пролегал на запад и юго-запад в непосредственной близости от земли. Об этом свидетельствует запись в судовом журнале: «23-24 августа видели носящуюся на море зелёную траву, которая растёт близ морских берегов». В записи от 4 сентября даются настолько точные описания открывшейся суши, что в ней безошибочно узнаётся остров Умнак. А пеленги дают основание полагать, что и юго-западная часть острова Уналашка также попала в поле зрения капитана и штурмана.
9 сентября ветер совсем стих и упал настолько плотный туман, что пакетбот решили поставить на якорь. Лишь, когда утром следующего дня туман развеялся, оказалось, что корабль находился всего в 200 саженях (426м) от берега. Судя по координатам и описанию, он стоял в одной из южных бухт острова Адах. В этот день, 10 сентября, состоялась вторая встреча с американцами. На этот раз ими были алеуты, которые на байдарках всё же отважились подплыть к борту «Св. Павла».
Вот как Алексей Ильич описывает островитян: «А собою они мужики рослые, лицами похожи на татар, видом бледны, а знатно, здоровы. Бород почти у всех нет от природы или выщипывают, того знать невозможно, только двух или трёх видели с бородами и коротенькими. В носах все имеют коренья воткнуты, отчего у иных кровь текла».
С середины сентября пришлось ещё раз сократить питание из-за катастрофического уменьшения запасов пресной воды. Люди изнемогали от тяжёлой работы, штормовая погода изматывала экипаж, к этому добавилась цинга. 16 сентября Чириков заносит в журнал первое сообщение о смерти на борту. 22 сентября корабль находился вблизи острова Агатту. В это самое время Алексей Ильич, впрочем, как и лейтенант Чихачев и штурман Плаутин были настолько больны, что просто не могли стоять на вахте. Управлял кораблём «штюрман» Иван Елагин, вынужденный круглосуточно находиться на мостике, при том, что состояние его было отнюдь не лучше, чем у других офицеров. Чириков уже был «по обычаю приготовленный к смерти», и тем не менее продолжал делать аккуратные записи в судовом журнале и отдавал указания по управлению пакетботом. Несгибаемая воля и мужество двух русских офицеров, продолжавших вести корабль назло смерти, вызывают чувство необычайной гордости за наших отважных соотечественников!
27 сентября разразился жуткий шторм. Небольшой парусник швыряло словно пушинку гигантскими волнами Тихого океана. 16 человек, включая высший командный состав, были «жестоко одержимы цынготною болезнию», 15 человек пропали у берегов Америки, 2 служилых скончались, из 75 членов экипажа осталось 42 человека, которые несмотря на ужасные погодные условия, продолжали выполнять свою тяжёлую работу. Корабль медленно, сдерживаемый встречными ветрами, двигался к Камчатке.
30 сентября поднялось «великое волнение», а ночью вновь бушевал шторм. Измученный донельзя экипаж держался из последних сил. В оставшиеся десять дней плавания смерть вырвала из рядов команды ещё троих человек.
7 октября умирает лейтенант Иван Чихачев, 8 октября — штурман Михайла Плаутин, совсем немного не дожив до возвращения в родную гавань. Ведь буквально утром следующего дня показалась долгожданная Камчатка. Вечером 10 октября «миновали Вауа и пошли в устье губы Авачинской благополучно и бросили якорь на глубине 7 саженей». Ночь пришлось провести на корабле, несколько раз стреляли из пушек, вызывая шлюпки. В 9 утра 11 октября прибыла шлюпка с прапорщиком Левашовым, а через час «астрономии профессор де ла Кроер жестокою цынготною болезнию умре». В полдень «господин Чириков отбыл на шлюпке на берег в жестокой цынготной болезни». Этими скупыми строчками в судовом журнале сообщается о последнем дне великого похода к берегам Америки.
12 октября пакетбот «Св. Павел» вошёл в Петропавловскую гавань и встал на якорь. Историческое плавание под командованием Чирикова, длившееся 4 месяца и 6 дней благополучно завершилось. Вернулись в родную Авачу 51 человек из 75, отправившихся в поход. Судьба же флагманского корабля «Св. Пётр» оказалась трагичной, его капитан-командор и 13 служилых навечно остались в земле необитаемого острова, получившего имя своего первооткрывателя Витуса Беринга. В последних числах августа 1742 года из 77 участников плавания «Св. Петра» домой возвратились 46.
В 1742 году Чириков отправляется в новый поход, с ним его верный спутник Иван Елагин и 65 человек экипажа. Выйдя из Петропавловской гавани 25 мая, только 2 июня корабль достиг открытого моря. А уже через девять дней «Св. Павел» подошёл к острову Атту, координаты которого были занесены в судовой журнал 22 сентября 1741года. Помня трагическую историю с высадкой в прошлогодней экспедиции, Чириков не разрешает спускать шлюпку. 17 июня состоялось совещание командного состава, на котором определили, что открытая в 1741 году земля есть остров и приняли решение о возвращении в Авачу.
22 июня с корабля увидели незнакомый берег, в котором «лесу никакого не имеется, также и зелености травы не видать, а дальше к W и O земли и признаков береговых не видать, почему можно чаять, что оная земля остров». Следующим днём шли в проливе между двумя островами: большим и поменьше. Смотря на исчезающие в тумане очертания большего острова, Чириков не мог и думать, что на нём томится команда «Св. Петра». Данные судового журнала позволяют считать, что со «Св. Павла» видели оба Беринговых острова, а не только остров Медный, как полагают некоторые исследователи. 1 июля 1742 года «Св. Павел» вошёл в Авачинскую губу.
Осенью того же года Алексей Ильич отправляет рапорт в Сенат и прошение об отставке.
Отставка была принята только 6 марта 1744 года, и лишь через год Алексей Ильич сдал все дела лейтенанту Свену Вакселю. В 1746 году Чириков был произведён в капитан-командоры.
Две Камчатские экспедиции не прошли бесследно для выдающегося моряка. Здоровье его оказалось сильно подорвано. Умер Алексей Ильич в конце ноября 1748 года в возрасте 45 лет.
Предложения, отправленные Чириковым в Адмиралтейств-Коллегию за два года до смерти, свидетельствуют о его незаурядности как исследователя, его обширных познаниях в географии и экономики, понимании огромной роли Сибири и Дальнего Востока для укрепления могущества и развития Российского государства. Он предлагал целый комплекс мероприятий по становлению Камчатского края: «стараться развести хлебопашество, особенно у Верхне-камчатского острога, которое место признаётся к тому удобнейшим». Уже тогда в 18 веке Алексей Ильич был озабочен сохранением уникальной природы полуострова: «Только при расчистке земли накрепко смотреть, что б не сделать пожару по всей земле и тем, истребив леса и траву, не перевести зверей». Он советовал привлекать коренных жителей Сибири к изучению её огромной территории. Чириков предлагал во славу государства Российского строить торговые порты и крепости на дальневосточных рубежах в устье Амура, на американских островах и островах, лежащих от Камчатки к Японии, т.е. Курильских.
Оглядываясь назад можно смело сказать, что почти все предложения Чирикова в дальнейшем были реализованы в 19 и 20 столетиях.
Алексей Ильич всю свою недолгую жизнь честно служил России. Он был воистину патриот своего Отечества!
Использованная литература:
- Лебедев Д. М. Плавание А. И. Чирикова на пакетботе «Св. Павел» к побережьям Америки: С прил. судового журн. 1741 г. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 430 с.
- Охотина-Линд Н., Мёллер П.У. Вторая Камчатская экспедиция. Морские отряды. – СПб, 2009
- Ваксель С. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга – М, 1940
- Берх В. Первое морское путешествие россиян, предпринятое для решения географической задачи: соединяется ли Азия с Америкой и совершенное в 1727-1729 гг. под начальством Витуса Беринга //Беринг В. Камчатские экспедиции – М.: Эксмо, 2012;
- Берг Л.С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725—1742 / Академия наук СССР (АН СССР). — Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1946. — 379 с.: ил. карты
- Русские экспедиции по изучению Северной части Тихого океана в первой половине XVIII в.: Сб. / Сост. Т. С. Фёдорова, Л. В. Глазунова, Г. Н. Фёдорова и др. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. — 320 с [1].
- Шопотов К. А. Навигатор, учёный, мореплаватель: Алексей Ильич Чириков (1703—1748) // Глобус: Географический научно-художественный сборник. — Л., 1988. — С. 361—365.
- Шопотов К. А. Капитан-командор Чириков. — М., 1995.
- Шопотов К. А. Великий русский мореплаватель Алексей Чириков. — СПб.: Издательство ГеоГраф, 2005. — 160 с. — ISBN 5-902211-08-5.
Н.С. Фомина, методист АКМ.
К сведению любознательных посетителей сайта.
Секста́нт, секстан (от лат. sextans (род. п. sextantis) — шестой, шестая часть) — навигационный измерительный инструмент, используемый для определения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом с целью определения географических координат точки, в которой производится измерение.
При этом под горизонтом, как правило, понимается морской горизонт, а под точкой измерения — судно. Например, измерив высоту Солнца в астрономический полдень, можно, зная дату измерения, вычислить широту места расположения прибора. Строго говоря, секстант позволяет точно измерять угол между двумя направлениями. Зная высоту маяка (с карты), можно узнать дистанцию до него, измерив угол между направлением на основание маяка и направлением на верхнюю часть и произведя несложный расчёт. Также можно измерять горизонтальный угол (то есть в плоскости горизонта) между направлениями на разные объекты. (https://ru.wikipedia.org/wiki/ секстант)